Большая техническая энциклопедия
2 3 6
A N P Q R S U
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
МА МГ МЕ МИ МН МО МУ МЫ МЯ

Мысленный образ

 
Мысленный образ подвергается мысленным экспериментам, включающим перестановку составных частей или замену их другими элементами. Одновременно оценивается эффект внесенных изменений, определяется, как эти изменения могли подействовать на окончательный результат. Мысленный образ создается в соответствии с общими правилами проектирования и конструирования и впоследствии принимает окончательный, технически обоснованный вид.
Изучение мысленных образов связано с вопросом о том, как информация представлена в памяти человека.
При изучении мысленных образов встает фундаментальный для когнитивной психологии вопрос, который часто поднимался в этой книге: как информация хранится в памяти. Возьмем, например, такую задачу: Сколько окон в доме, где вы живете.
В истории мысленных образов можно выделить три периода: философский ( донаучный), измерительный и когнитивный.
Количественную оценку мысленных образов можно встретить у Галь-тона ( 1880, 1883): он раздал опросник сотне людей, просив их воспроизвести свой стол за завтраком и ответить на несколько вопросов о своих образах. Результаты мало рассказали об образном процессе, за исключением того, что, как указывали одни люди, их образы были столь же четкими, как и первоначальный перцепт, тогда как другие отмечали, что образ воспроизводится слабо. Гальтон разработал меру образов, которая была связана с полом, возрастом и другими индивидуальными характеристиками.
История исследования мысленных образов включает философский, донаучный период ( например, работы британских эмпириков), ориентацию на количественную оценку ( например, ранние работы Гальтона, а позднее - Беттса и Гордона) и современную когнитивную эру, начавшуюся в 1960 - х годах.
Аргументация Пилишина против мысленных образов имеет два аспекта: во-первых, он выступает против гипотезы картинок в голове, утверждая, что обработка и хранение информации в образном виде превысила бы емкость мозга; во-вторых, он выступает за пропозициональное знание, поскольку хранение информации в зрительной форме не может объяснить наше знание отношений между несопоставимыми понятиями.
Возможно, что мысленные образы основаны на нашей способности подавлять моторную деятельность. Я имею в виду следующее: когда вы воображаете себе апельсин, в коре вашего мозга могут возникнуть команды взять его, понюхать, осмотреть, и так далее. Ясно, что эти команды не могут быть исполнены, поскольку апельсин находится только у вас в воображении. Но они могут быть направлены по обычным каналам в мозжечок или другие подсистемы мозга, пока в некий критический момент мысленный кран не закрывается, предотвращая действительное исполнение команд. В зависимости от того, насколько далеко расположен этот кран, образы могут казаться более или менее жизненными и натуральными. В гневе мы легко можем вообразить, что хватаем какой-то предмет и швыряем его, или пинаем что-то, хотя на самом деле мы этого не делаем, но чувствуем, что были весьма близки к этому. Возможно, кран перекрыл нервные импульсы в самый последний момент.
Имидж, т.е. мысленный образ руководителя тесно связан с правильным выбором модели поведения. Человек стремится осваивать те модели поведения, которые приносят ему успех.
На протяжении философского периода мысленные образы считались основной составной частью разума, а иногда полагали, что они являются элементами мысли.
У всех нас существует сложный мысленный образ самих себя. Например, Бетти Смит может казаться себе экстраверткой, человеком творческим и активным. Исходя из этого, она предпочтет остановить свой выбор на камере, в которой сфокусированы те же качества. И если Никон рекламируют как фотоаппарат для ориентированных на внешний мир, творческих и активных людей, образ марки совпадает с образом собственного я Бетти.
У всех нас существует сложный мысленный образ самих себя. Бетти Смит может казаться себе экстраверткой, человеком творческим и активным. Исходя из этого, она предпочтет остановить свой выбор на камере, в которой сфокусированы те же качества. И если Никон рекламируют как фотоаппарат для ориентированных на внешний мир, творческих и активных людей, образ марки совпадает с образом собственного я Бетти.
Значительное оживление в стане мысленных образов возникло, когда Шепард и его коллеги продемонстрировали мысленное вращение образов и дали ему свою интерпретацию. Практически линейная зависимость времени реакции от угла поворота была обнаружена не только для трехмерных фигур, но и для других зрительных форм. В одном из экспериментов Купер и Шепард ( Cooper and Shepard, 1973b) предлагали испытуемым оценить, имеет ли буква обычную или зеркально отраженную форму. Они обнаружили, что время реакции возрастает с увеличением угла поворота от нормального положения.
Возродившийся недавно интерес к мысленным образам был встречен более чем неоднозначно. А еще одна группа ученых ( особенно Пилишин 1973, 1981; Брюэр, 1974) полагает, что мысленные образы едва ли представляют собой нечто большее, чем просто субъективный эпифеномен, изучение которого только выводит нас на бо льшую проблему - как информация представлена в уме. Из этих разногласий возникло несколько направлений. Важным остается вопрос о том, как информация представлена в человеческом мозге.

Риккер постоянно говорит о мысленных образах и в то же время постоянно заявляет, что атом и эфир суть нечто большее, чем мысленные образы. Такой прием рассуждения на деле сводится к следующему: в таком-то случае я не могу составить иного образа, и поэтому реальность должна быть похожа на него... Профессор Риккер признает абстрактную возможность иного мысленного образа... Он допускает даже приблизительный ( tentative) характер некоторых наших теорий и многие частные трудности. В конце концов он защищает только рабочую гипотезу ( a working hypothesis), и притом такую, которая в значительной степени потеряла свой престиж за последнюю половину столетия. Но если атомическая и другие теории строения материи суть только рабочие гипотезы и притом гипотезы, строго ограниченные физическими явлениями, то нельзя ничем оправдать теорию, утверждающую, что механизм есть основа всего и что он сводит факты жизни и духа к эпифеноменам, то есть делает их, так сказать, на одну степень более феноменальными, на одну степень менее реальными, чем материя и движение.
Химики используют в своих рассуждениях мысленные образы, структурные формулы ( СФ), структуры Кекуле, диаграммы ORTEP. Однако в меньшей мере используется основная математическая структура этих конструкций.
В процессе формирования предмета исследования мысленный образ изучаемого объекта при помощи логических средств расчленяется на множество частей, элементов и связей. В результате этого расчленения социолог должен получить такие мысленные абстракции, которые можно подвергнуть эмпирической интерпретации или, говоря иначе, перевести в эмпирические показатели. С гносеологической точки зрения, эмпирические показатели представляют собой своеобразное сочетание мысленной абстракции и чувственных данных. В этом случае их называют понятия-индикаторы. Именно через них осуществляется переход от теоретических концепций к эмпирическому исследованию и обратно. Система понятий-индикаторов очерчивает эмпирическую область, область чувственно данного, которая является объектом исследования.
Как уже говорилось, тема мысленных образов является также частью более широкой проблемы: как информация хранится и воспроизводится из памяти. Как мы отмечали, с одной стороны, можно утверждать, что нервная активность, связанная с хранением информации, имеет специфическую форму - т.е. зрительная информация кодируется в виде внутренней картины и реактивируется путем воспроизведения этой картины, как при просмотре альбома. С другой стороны, можно утверждать, что зрительная информация фильтруется и суммируется и хранится в виде абстрактных высказываний об этом образе. В этом случае реактивация этих воспоминаний осуществляется через воспроизведение абстрактного кода, из которого, в свою очередь, и составляется ассоциированный с ним субъективный образ. И наконец, можно также утверждать, что некоторая информация хранится зрительно, а некоторая - в абстрактном виде, т.е. что в разуме существует несколько кодов.
Знаки становятся средством оперирования над мысленными образами при познании действительности и общении людей. Они делятся на два больших класса: языковые и неязыковые. Обычные языки общения характеризуются многозначностью: одно слово может обозначать различные понятия, что затрудняет применение таких языков общения как систем, со знаками которых можно установить взаимно однозначное соответствие. Поэтому для построения моделей обычно применяются однозначные искусственные языки, очень ограниченные, но вполне достаточные для построения моделей. К ним относятся, например, различные математические структуры. Обычный язык общения, обладая самыми развитыми семантикой и синтаксисом, обслуживает более сложные смысловые и эмоциональные потребности человека. Языковые знаки употребляются обязательно вместе с набором правил ( преобразований), по которым можно оперировать элементами языка.
Аналогично, нервные процессы, образующие мысленный образ, могут не походить на внешний объект, представленный в образе.
Высказывались аргументы за то, что мысленные образы - это просто субъективные эпифеномены ( например, Пилишин), но современные эмпирические данные говорят о том, что на одном этапе обработки действует образное кодирование, а на другом - концептуальное кодирование.
Веберу, это - утопия, мысленный образ, который эмпирически нигде не обнаруживается.
Наблюдая за объектом, индивид формирует в голове некий мысленный образ объекта, который будем называть когнитивной моделью. В данном случае когнитологи используют также термин ментальная модель, понимая под когнитивной моделью модель взаимодействия с объектом. В ряде работ термин ментальная модель относится только к индивиду, а термин когнитивная модель используется при описании других видов когнитивных систем.
Термин адекватное ( верное) отражение применительно к мысленным образам может быть конкретизирован через понятия изоморфизма и гомоморфизма. Всякое верное отображение ( как мысленный образ) находится в указанных отношениях с отображаемым и поэтому может быть охарактеризовано как истинное. Предикат истинный выступает, таким образом, как некоторое сокращение для описания отображений, отличающихся указанными выше свойствами. Этим оправдано традиционное определение понятия истины ( см.: Современные проблемы теории познания диалектического материализма.
Рейна - то, так же и наоборот, немецкий мысленный образ современного государства, отвлекающийся от действительного человека, был возможен лишь постольку, поскольку само современное государство отвлекается от действительного человека или удовлетворяет всего человека лишь мнимым образом.
Сетки 5x5, использовавшиеся в эксперименте с частичным стимулом. А - предъявляемые или воображаемые паттерны, В - пример типичного зонда, С - средние времена ответной реакции ( MCJ при зондировании букв, показанных в части А. Адаптировано из. Ро-dgorny and She-pard fl978j. Шепард полагает ( 1977), что связь между мысленным образом и внешним объектом, вызвавшим этот образ, аналогична отношению между замком и ключом.
В теоретической физике особую роль играют диаграммы, рисунки, мысленные образы и поясняющие слова, которые сопутствуют нашим уравнениям, например рисунки с изображением силовых линий магнитного поля, которые пронизывают проводящую плазму, и соответствующее пояснение, что силовые линии вморожены в плазму. Подобные рисунки и слова не заменяют строгой математики, благодаря которой становится правомерным их использование, однако они играют существенную роль, позволяя быстро понять качественную сторону дела. Кроме того, благодаря им становится возможным взаимопонимание между физиками, а также между физиками и всеми остальными. Нередко появление новой системы рисунков и пояснительных слов может оказывать сильное влияние на последующее развитие того или иного научного направления.
Для того, чтобы ответить на вопрос, полицейский построил мысленный образ окружения. Этот мысленный образ имел форму когнитивной карты: т.е. своего рода мысленной репрезентации для множества зданий, улиц, дорожных знаков, светофоров и т.п. Он был способен извлечь из этой когнитивной карты значимые признаки, расположить их в осмысленной последовательности и преобразовать эти образы в языковую информацию, которая позволила бы водителю построить сходную когнитивную карту. Затем эта повторно выстроенная когнитивная карта дала бы водителю вразумительную картину города, которая могла бы потом быть преобразована в акт вождения автомобиля по определенному маршруту.

По мере того, как рассказ продолжается, вы дополняете ваш мысленный образ дороги: там есть глубокий кювет, куда машина могла упасть. Без сомнения, верно и то и другое. Дело в том, что сеть нейронов, составляющих символ дорога, может быть активирован разными путями, и вы выбираете, какая из его подсистем будет активирована в данный момент. Одновременно с этим, вы активируете символ кювет, что, в свою очередь, влияет на способ активации символа дорога, поскольку нейроны этих двух символов могут обмениваться сигналами друг с другом. Это может показаться немного запутанным, поскольку я смешиваю здесь два уровня описания, пытаясь представить одновременно как символы, так и составляющие их нейроны.
Только в том случае, когда пространственное строение формы в виде мысленного образа осознается самим автором, можно говорить о выражении этого образа в более строго формализоваиных языках символических моделей, предназначенных для вос приятия конструкции другими участниками технического синтеза.
Прежде чем обратиться к некоторым основным современным теориям, мы вкратце рассмотрим прошлое мысленных образов, так чтобы в этом контексте можно было понять современные идеи.
Графическая деятельность опирается на образно-логическое мышление, требует пространственных представлений и гибкого оперирования мысленными образами.
В процессе познания материального мира сознание отражает материю, то есть оно создает отражение, мысленный образ материи. Процесс познания сознания принципиально отличается от познания неживого мира.
Следует отметить, что в результате интереса к обсуждаемой проблеме были не просто открыты некоторые законы мысленных образов, но брошен весьма серьезный вызов сторонникам пропозиционального объяснения структуры памяти.
Аналогично мы можем слышать, чувствовать вкус, ощущать или обонять ощущения, вызывая в воображении их мысленные образы.
Гештальтская школа психологии) - исследование экстраполяции данных из входящей информации, которую получаем, чтобы создать более завершенные мысленные образы. Основы заложены Максом Вертеймером в 1912 году.
Таким образом, Сыркин и Дяткина еще более углубили методологический порок теории резонанса, заключающийся в том, что мысленные образы выдаются за нечто объективное, обусловливающее свойства молекул.
Из этих результатов Шепард и Чипман заключили, что внутренняя зрительная информация вторично изоморфна внешней зрительной информации и что действительно мысленные образы отражают образы реального мира в том смысле, что отношения между объектами в уме аналогичны отношениям между зрительными образами.
Обратно, ум наш может переводить ( написанное или произнесенное) имя или другое словесное обозначение человека или вещи в мысленный образ. Способность такого воссоздания образов называется воображением. Ее-то и недостает нашим тупым ЭВМ ценою в 5 миллионов долларов.
В середине и в конце 60 - х годов концепция застывшей звезды постепенно уступила новой системе диаграмм, рисунков, мысленных образов и пояснительных слов. Пенроуз [147] учил нас пользоваться пространственно-временными диаграммами, построенными в координатах Эддингтона - Финкель-штейна ( рис. 1 6); в этих координатах коллапс звезды никогда не замедляется, а продолжается по нарастающей до сингулярности, оставляя после себя горизонт на шварцшильдовском радиусе.
Блок [73] показывает, что одна из причин споров о функциональности или эпифеноменальности образов заключена в неопределенности и туманности самого понятия мысленный образ. Если под образом понимать некоторый вид субъективного переживания, подобного переживанию, например, чувства боли, которое сопровождается стоном, то тогда аргументы, выдвигаемые в аналоговой теории против эпифеноменализма, будут нерелевантны. Традиционный эпифеномена-лист утверждает, что причинами как боли, так и стонов являются состояния мозга. При этом не отрицается, что переживания боли часто кажутся вызывающими стоны [ 73, с.
Риккер постоянно говорит о мысленных образах и в то же время постоянно заявляет, что атом и эфир суть нечто большее, чем мысленные образы. Такой прием рассуждения на деле сводится к следующему: в таком-то случае я не могу составить иного образа, и поэтому реальность должна быть похожа на него... Профессор Риккер признает абстрактную возможность иного мысленного образа... Он допускает даже приблизительный ( tentative) характер некоторых наших теорий и многие частные трудности. В конце концов он защищает только рабочую гипотезу ( a working hypothesis), и притом такую, которая в значительной степени потеряла свой престиж за последнюю половину столетия. Но если атомическая и другие теории строения материи суть только рабочие гипотезы и притом гипотезы, строго ограниченные физическими явлениями, то нельзя ничем оправдать теорию, утверждающую, что механизм есть основа всего и что он сводит факты жизни и духа к эпифеноменам, то есть делает их, так сказать, на одну степень более феноменальными, на одну степень менее реальными, чем материя и движение.
Теперь мы рассмотрим исследования, которые отличаются от приводимых ранее тем, что в них большое внимание уделяется когнитивным теориям внутренних процессов и мысленным образам.

Беда в том, как показывает опыт, что разновидности вероятностной сходимости часто остаются вещью в себе, устроенной по формально понятным правилам, но при отсутствии удобных мысленных образов. Путеводной нити в результате - нет, и задачи приходится решать наощупь. В такого рода ситуациях, чтобы уменьшить ощущение хаоса, полезно отталкиваться от примеров.
В отличие от эмпирически-интуитивного подхода в рассматриваемом случае интуитивный элемент синтеза используется не для непосредственных умозрительных заключений о разрабатываемых стратегиях, а для того, чтобы сначала зафиксировать мысленный образ исходной задачи в явном и строгом математическом виде. Неточности интуиции, наличие неформализуемых компонентов задачи, возможность получения неоднозначных вариантов моделей требуют экспериментальной проверки результатов предварительной деятельности. В итоге можно получить адекватные ( в первом приближении) математические описания задачи управления. На втором этапе рассматриваемого классического варианта осуществляется строгое ( аналитическое) решение - сформулированной задачи. Здесь практически нет ни эксперимента, ни интуиции. На последующих этапах разработки полученные решения реализуются ( например, на ЭВМ) и проходят экспериментальную проверку в реальных условиях. Здесь вновь проверяются недочеты исходной формализации ( интуиции постановки) и возможные неточности реализации стратегий.
Как видно из вышеизложенного, авторы теории резонанса сначала в результате ошибочного толкования физического смысла квантово-ме-хаиического расчета ввели представление о явлении резонанса и о резонансных структурах, которые представляют собой мысленные образы, оторванные от действительности. А затем оказывается, что эти воображае-мг ге структуры и явление их резонанса существуют объективно и определяют все свойства и особенности реальных химических частиц.
Когда Менделеев прибег к карточкам элементов, то сама аналогия с карточным пасьянсом, которая, вероятно, у него в этот момент возникла прямо или опосредованно, должна была создать мысленный образ закон-черной картины распределения элементов, конечно, в самых общих чертах, в виде ее грубого контура. Этот контур мог ограничиться, например, лишь представлением о том, что все элементы расставлены по сходству, группами, в горизонтальные строчки, а сами группы - по атомным весам - сведены в вертикальный столбец. Менделеева, так как этот ее характер уже выявился достаточно ясно в упоминавшихся выше двух неполных табличках, написанных на бумаге.
Интересно ультраинтуиционистское разрешение зе-ноновских апорий Ахиллес, Дихотомия и др., состоящее в указании на неправомерность допущения об окончании бесконечного процесса посредством установления изоморфизма между последовательностью реальных ( пространственных и временных) промежутков и последовательностью их мысленных образов.
Не имея чего-либо эквивалентного чертежу как средству фиксации и видоизменения отношений между изделиями, проектировщик системы лишен возможности сконцентрировать свое внимание на одном частном вопросе, чтобы решать задачу по частям, и не обладает средством выражения содержания мысленных образов, которое позволило бы ему нащупать промежуточное решение и тем самым резко сократить пространство поиска. Строить же процесс творческого поиска на традиционном применении чертежей изделий, рассматриваемых как неизменные элементы, значит полностью заблокировать возможности новаторства на уровне систем.
 
Loading
на заглавную 10 самыхСловариО сайтеОбратная связь к началу страницы

© 2008 - 2014
словарь online
словарь
одноклассники
XHTML | CSS
Лицензиар ngpedia.ru
1.8.11